Масленые фильтры их применение и взаимозаменяемость.

 

В мире наиболее распространены корпусные масляные фильтры, или, как их называют по-английски, "спин он" (spin on), то есть буквально – "приворачиваемые". Свыше 90% двигателей легковых автомобилей в мире оснащены именно такими. В отличие от сменных картриджей, в них все одноразовое: фильтрующая штора, каркас, уплотнения, клапаны да и сам корпус. Отсюда – ощутимое снижение трудоемкости обслуживания: отвернул старый фильтр, привернул новый – и порядок!
Большинство выпускаемых в мире фильтров по устройству похожи на наш "жигулевский" (разумеется, речь не о качестве!), то есть содержат два клапана – перепускной и противодренажный (рис. 1). Первый иногда может стоять на входе фильтра (так делает фирма "Пюролатор"), накапливая крупные частицы износа в корпусе и не пропуская их обратно в двигатель. На некоторых двигателях конструкторы обходятся без противодренажного клапана – его надобность отпадает, если фильтр стоит колпаком вниз и масло не может вытечь в картер на стоянке. Или вместо перепускного клапана на входе ставят антивакуумный клапан на выходе – он открывается только давлением изнутри, препятствуя быстрому сливу масла из фильтра. По этой схеме выполнены фильтры всех бензиновых моторов "Ауди" и "Фольксвагена". Иногда, для надежности, применяют и противодренажный, и антивакуумный клапаны – так устроены фильтры вседорожников "Ленд-Ровер", а также некоторых моторов "Мазды" и ФИАТа (рис. 2). А в фильтрах многих двигателей "Ниссана", "Опеля" и "Джи-Эм" вообще нет клапанов, даже самого главного, перепускного. Конструкторы разместили их стационарно в специальных проставках – подпружиненный шарик или плунжер надежнее одноразовых манжет.

А теперь перейдем к практике: какой фильтр подойдет к вашей конкретной машине? Во-первых, его резьба должна соответствовать той, что на штуцере двигателя. Во-вторых, наружный диаметр прокладки должен быть близок к диаметру кольцевого выступа вокруг штуцера, так называемой розетки. В-третьих, основание фильтра должно быть так же вогнуто, как и у штатного, иначе не хватит места шестиграннику штуцера и прокладка неплотно прижмется к розетке. В-четвертых, фильтр должен быть близок по размеру к штатному. Слишком большой может не уместиться в отведенном ему пространстве под капотом. Еще хуже – если уместится, но сомнется при срабатывании подвески или перемещении двигателя на упругих опорах. Но и тот, что намного меньше штатного, ставить нежелательно, ведь конструкторы специально рассчитывали необходимую минимальную площадь шторы. Например, фильтры дизелей всегда крупнее, чем у равных по мощности бензиновых моторов. Тяжелонагруженные детали требуют дополнительного охлаждения маслом (у "дизельных" маслонасосов более высокая производительность), и штора "дизельного" фильтра способна пропускать дополнительное его количество. То же самое – на форсированных моторах модификаций GTi. Самый яркий пример – "воздушники" "Порше", на которых применяют огромный фильтр от "грузовых" дизелей "Катерпиллер" и ИВЕКО.

И, наконец, в-пятых, комплект клапанов фильтра должен быть не меньше, чем у штатного. Например, при отсутствии положенного перепускного клапана штора порвется при первом же холодном пуске, а без противодренажного мотор каждый раз будет по полминуты работать "всухую" – в обоих случаях ускоренный износ неизбежен. А вот лишние, ненужные по штату клапаны не навредят – двигатель просто не заметит их присутствия.

Поговорим о присоединительных размерах. Около 75% всех корпусных фильтров для легковых автомобилей, в основном европейских и американских, рассчитаны на "европейскую" розетку номинальным диаметром 71,5 мм. Фильтры моторов японского происхождения (неважно, где сделанных: в Японии, Европе, Америке или Корее) согласуются с "японской" розеткой диаметром 63 мм, и таких около 20%. Оставшиеся несколько моделей предназначены для дизелей с "грузовыми" розетками. Например, у "Форда-Транзит 2,5D" ее диаметр 92 мм. Сложнее с резьбами под штуцер – их для фильтров только легковых автомобилей предусмотрено двенадцать: пять дюймовых и семь метрических. Самая распространенная резьба – дюймовая 3/4"-16UNF, то есть диаметром 19,05 мм и шагом 16 ниток на дюйм (1,59 мм) – такие штуцеры на моторах большинства фирм Европы, Америки и Японии. Затем идет М20х1,5МВ – ее применяют, в основном, во Франции и Японии. М18х1,5МВ – традиционно французская, но с 1984 года стала визитной карточкой фильтров для "Опеля", а затем и "Джи-Эм", и, конечно, корейских "дэу".

Другие резьбы фильтров специфичны для узких групп автомобилей определенных марок. Например, М22х1,5МВ применяется только на грузовичках "Форд-Транзит" и старых "хондах". А резьбы М24х1,5МВ и М26х1,5МВ – только на дизелях: первая – "Тойоты", вторая – "Мицубиси" и "Мазды". Для фильтров больших дизелей вседорожников "Ленд-Крюйзер" предусмотрена даже М30х1,5МВ. Самую редкую из "фильтровых" метрических резьб, М16х1,5МВ, увидишь только на микролитражках "Пежо" и "Ситроена", начиная от горбатого "Де шво".

Из дюймовых резьб вторая по распространению – 1"–12UNF (диаметр 25,4, шаг 2,12 мм). Кроме дизелей, применяется на фильтрах мощных бензиновых моторов "ягуаров" и "порше". Остальные три: 13/16"-16 UNF (20,64х1,59 мм), 1 1/8"-16UNF (28,58х1,59 мм) и 5/8"-18UNF (15,88х1,41 мм) – только на фильтрах американских и английских автомобилей.
В таблице представлен почти весь спектр корпусных масляных фильтров, которые могут понадобиться российским автовладельцам. За ее пределами остались совсем редкие у нас – для автомобилей внутренних рынков Америки и Японии, а также компактных европейских микролитражек. Номера фильтров – из каталогов пяти наиболее активных в России западных фирм, прочерк означает отсутствие данного типоразмера в производственной программе. Кроме того, таблица позволяет быстро подобрать оригинальный фильтр от другой марки автомобиля – таких сведений в каталогах не найти. Например, некий житель уездного города N ищет фильтр к подержанному "Пежо-405". Рад бы и задорого купить, ведь тащиться за тридевять земель, в Москву – еще дороже выйдет. Смотрит в таблицу: "Надо же, от "КИА-Кларус" – почти такой же! А я и не знал!". И пулей в область – там недавно фирменный сервис КИА открылся…

Для удобства пользования фильтры в таблице расположены не по маркам автомобилей, а по группам взаимозаменяемости. Первая, назовем ее группа "Форд", объединяет те, что с резьбой 3/4"-16 и под "европейскую" розетку (номера с 1 по 14). Вторая (с 15 по 22) – "Мицубиси- Мазда" – с резьбой М20х1,5 и под "японскую" розетку. Фильтры группы "Сузуки-Тойота" (номера с 23 по 28) – с "американской" резьбой, но "японской" прокладкой, а группы "Рено" (с 29 по 34) – наоборот: резьба М20х1,5, а прокладка диаметром 71,5 мм.

Фильтры всех четырех групп обязательно оснащены перепускным и противодренажным клапанами. У остальных (номера с 35 по 53) набор клапанов неполный (или резьба редкая), поэтому взаимозаменяемость ограничена. Например, к "Фольксвагену-Пассат" подойдут фильтры 3, 7 и 11 от "Форда", ФИАТа и "Опеля", а вот 36-й "фольксвагеновский" на ФИАТ ставить нельзя – в нем нет противодренажного клапана. Или, скажем, к "Ниссану-Алмера" отлично подойдут фильтры от многих моделей "Тойоты" и "Сузуки" и даже необычайно дешевый ($3) от "Дэу-Дамас". А наоборот – ни в коем случае!
И в заключение – об отечественных машинах. Если раньше к иномаркам приспосабливали "жигулевский" фильтр, то теперь владельцы "жигулей" с удовольствием ставят "чемпионовский" или "фрамовский" от "Вольво" и ФИАТов, уже не тревожась, что масло пойдет через щели в обход шторы или кончится противодренажный клапан.

Итак, фильтры группы "Форд". Для "Жигулей" всех моделей: 1, 2, 4, 9, 13. Семейство "Самары" и ВАЗ-2110: только 9. "Нива": 1, 2, 3, 4, 7, 9, 11, 13. "Волга", "Соболь", "Газель" (мотор ЗМЗ-406): 1, 2, 3, 4, 7, 9, 11, 13. "Москвич-2141" (моторы ВАЗ и УЗАМ): 1, 2, 4, 9, 13.
А владельцев "святогоров" с французскими моторами частенько обдирают как липку алчные торговцы с рынков. Наслушавшись рассказов о том, что к его двигателю "ничего нет", растяпа легко выкладывает шестьсот рублей за "дефицитный" фильтр, не подозревая, что в соседнем (специализированном, а не "москвичовском") павильоне точно такой же "Чемпион-F103" лежит за двести, поскольку продавцу безразлично, куда его поставят: на "Москвич", "Рено" или "Вольво"…


ПРИМЕНЯЕМОСТЬ КОРПУСНЫХ МАСЛЯНЫХ ФИЛЬТРОВ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Марка, модель автомобиля,
объем двигателя, л
Штатный фильтр
Наличие
клапанов
Обозначение по каталогу
Резьба
Диаметр
про-
кладки,
мм
Размеры
корпуса,мм
диа-
метр
высо-
та
ПП
ПД
АВ
Champion
Clean
Fram
Mann
AC Delco
"Форд":"Эскорт","Сьерра","Гранада","Транзит","Скорпио"(бензиновые:1,3;1,6;1,8;2,0;2,3;
2,4;2,8;2,9). "Джип" : "Чероки","Ренглер"(2,5;4,0;5,2) - с 1990 г. "Форд":"Гранада" (2,0),"Тан-
дерберд" (2,3)."Крайслер":"Вижн"(3,5),"Вояджер"(3,0;3,3). "Додж Вайпер"(8,0)
"Тойота":"Королла","Карина","Селика" (бензиновые 1,6;1,8;2,0)
3/4"-16
71,5
96
97
+
+
-
C102
C166
DO339
DO223
PH2800 PH2809
PH2843 PH2855
PH9B PH16
PH2811 PH2879
PH5499
W916/1 W920
W920/12 W920/17
W920/21 W930
ST
ФИАТ:"Типа","Темпра","Крома" (1,7;1,8;2,0)
3/4"-16
71,5
96
97
+
+
+
C117
DO262/B
-
-
-
"Форд":"Эскорт","Орион","Сьерра","Мондео" (дизель 1,8)
3/4"-16
71,5
76
108
+
+
-
C115
DO851 DO338
DO840 DO848
PH2991 PH8951
W68/80
-
"Шкода":"Фелиция" (1,3;1,4). "Форд":"Эскорт","Сьерра" (1,4;1,6). СААБ: 900, 9000, 9-3, 9-5 (2,0;2,3). "Крайслер":"Неон","Саратога","ЛеБарон","Вояджер" (2,2;2,5;3,0)
3/4"-16
71,5
76
88
+
+
-
C104
С165
DO217 DO303
DO850 DO227
DO286
PH5112 PH5550
PH5172 PH4702
PH3614
W712/1 W712/21
W712/4 W712/6
W712/2 W712/38
W920/26
X18
"Лендровер":"Дефендер","Дискавери","Рейндж-Ровер" (2,4;2,5;3,5;3,9;4,2;4,6). "Ниссан":"Патруль" (2,8D). "Феррари" (ряд моделей)
3/4"-16
71,5
96
140
+
+
+
C105
C143
DO225/B
PH4643
PH2821/A
-
-
"Фольксваген","Ауди",СЕАТ (дизели 1,8;1,9;2,0;2,5;бензиновый 2,8). "Форд":"Транзит" (дизель 2,4),"Краун Виктория","Тандерберд","Мустанг" (5,0),"Таурус" (2,5;3,0),"Эксплорер" (4,0)
3/4"-16
71,5
92
140
+
+
-
C150
DO225 DO225/C
PH2815 PH2996
PH3569 PH4825
W1140/1 W940/21
W940/24 W940/81
W1130/1
PF7 X61
X100
ФИАТ:"Пунто","Типо" (1,4;1,6) "Уно" (1,0) до 1993 г.
3/4"-16
71,5
76
100
+
+
-
C106
DO238
-
W713/4
X18
ФИАТ:"Уно","Типо","Дукато" (дизели 1,7;1,9)
3/4"-16
71,5
107
97
+
+
-
C112
DO321
PH2956
W1126/4
X19
ВАЗ:все модели
3/4"-16
71,5
96
72
+
+
-
С130
DO227
PH2854 PH2172
W914/2
X19
"Фольксваген":"Транспортер","Каравелла"(бензиновые 1,6;1,8;2,0;2,1). "Форд":"Эскорт","Орион","Мондео" (бензин,турбо 1,6;1,8;2,0).
3/4"-16
71,5
76
140
+
+
-
C132
C148
DO906
-
W730/1
W724/5
X152
"Опель": "Омега","Фронтера" (дизель 2,5)
3/4"-16
71,5
76
116
+
+
+
C147
DO881
PH6682
W719/14
-
"Ауди","Фольксваген",СЕАТ (дизели 1,6;2,0;2,4;2,5)
3/4"-16
71,5
107
123
+
+
-
C152
DO242
PH4848 PH2994
PH4467
W1130/1
W1140/1
X503
"Вольво": все модели, кроме серии 400
3/4"-16
71,5
92
87
+
+
-
C146
DO886
PH2861B
W917
X19
"Фольксваген":"Транспортер","Каравелла" (дизели 2,4;2,5).
3/4"-16
71,5
92
184
+
+
-
C137
DO918
-
W950/4
-
"Мицубиси":"Кольт","Лансер","Галант" (бензиновые 1,2-2,6),"Паджеро" (3,0 до 1991 г.). "Протон" (ряд моделей). "Хендэ":"Лантра","Соната" (1,5;1,6;1,8;2,0;2,4;3,0). "Опель":"Монтерей"(3,1;3,2). "Исудзу": "Трупер" (2,2)
M20x1,5
63
90
82
+
+
-
F111
DO328
PH3562 PH2856
W816/80 W930/11
X120
"Мицубиси":"Кольт","Лансер","Галант","Паджеро" (дизели 1,8-2,3)
M20x1,5
63
96
114
+
+
-
F115
DO206
PH2921
W816/80
X105
"Мицубиси":"Кольт","Лансер","Галант" (дизели 1,8),"Паджеро" (дизели 2,3;2,5). "Мазда":323,626,929 (1,8;2,0;2,2). "Хонда": "Аккорд" (1,8;2,0;2,3), CR-X (1,6), "Прелюд" (1,8;2,0)."Форд":"Проуб" (2,0;2,5). "Опель": "Корса","Кадет" (дизели 1,5;1,7 до 1995 г.)
M20x1,5
63
80
102
+
+
-
F208
DO828
PH3917 PH2849
W818/83 W818/80
X119
"Мазда":323,626 (1,3;1,4;1,6;1,8). "Хонда": "Сивик" (1,5;1,6 с 1991г.)." "Хендэ":"Акцент" (1,3;1,5), H-100 (дизель 2,5). "Мицубиси": 3000GT,"Паждеро" (3,0 с 1994 г.). "Додж":"Стелс". "Исудзу":"Трупер" (3,2)
M20x1,5
63
80
75
+
+
-
F110
DO324
PH2871 PH4870 PH6811
W814/80